Круглый стол прошел в рамках Третьей международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития аграрного образования: проблемы, поиски, решения», состоявшейся 24 ноября в очно-заочном формате с применением видео-конференц связи.
Вопросы профориентации, получения профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидность и ОВЗ вызвали живой отклик и стали предметом оживленного обсуждения и обмена мнениями о путях решения ряда проблем. В работе круглого стола приняли участие руководители образовательных организаций, преподаватели, научные сотрудники, специалисты, курирующие вопросы профориентации, трудоустройства, создания доступной среды и организации инклюзивного учебно-воспитательного процесса, а также студенты и слушатели программ дополнительного профессионального образования из 20 аграрных вузов.
Спикер круглого стола Елена Гридасова, доцент Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, отметила, что по данным комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом, выявлено, что самым востребованным видом экономической деятельности у инвалидов является «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство». Она сказала, что интерес к сельскому хозяйству, как приложению своего труда, у людей с инвалидностью стабилен и отмечается с 2015 года. Данный факт придает особую значимость созданию условий для получения аграрного образования людьми с инвалидностью.
Игорь Грачёв, директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Минсельхоза России, сделал подробный анализ проблемы профориентации, получения высшего образования и трудоустройства людей с инвалидностью в агропромышленной сфере, основанный на данных мониторинга и на анкетировании студентов аграрных образовательных организаций. Он назвал наиболее популярные у абитуриентов направления подготовки: ветеринария (20% от общего количества респондентов), агрономия (15%), экономика (12%), землеустройство и кадастры (9%).
Светлана Губина, психолог РУМЦ сделала подробный анализ работы «горячей линии», раскрыв специфику и обобщив тематику обращений. На основании данного анализа выступающая сделала важные по своему содержанию выводы о проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели, студенты с инвалидностью и ОВЗ и их родители, связанные, прежде всего, с недостаточной информированностью и плохо организованной профессиональной ориентацией людей с инвалидностью.
Анжела Ванина, директор центра инклюзивного образования и дистанционных методов обучения ФГБОУ ВО ГУЗ рассказала о том, какой должна быть окружающая среда, чтобы быть одинаково удобной для всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями здоровья.
Светлана Концевая, заведующий кафедрой агробиотехнологий ФГБОУ РАКО АПК, рассказала о возможностях профессиональной карьеры выпускников с инвалидностью по направлению «Ветеринария».
В ходе секции также прозвучали выступления преподавателей и студентов ряда аграрных вузов. Результаты обсуждения отражены в 15 научных статьях, которые будут опубликованы в сборнике материалов конференции.